Страницы истории
Тюменской межрегиональной организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации

Профсоюзная организация с 1917 по 1944 годы
Первые шаги профессионального объединения учителей в Тобольской губернии. Тюменская областная профсоюзная организация зарождалась в русле социальной, экономической и политической жизни России конца ХIХ и начала ХХ века. В этот период наблюдалось несоответствие всего школьного дела уровню экономического и общественного развития России. В педагогическом сообществе стали проводиться реформаторские педагогические чтения, появляться творческие учительские общества и Союзы, которые по своей сути являлись элементами массового профессионального движения. Одновременно появилась и такая форма объединения, как съезды народных учителей.Во время зимних каникул 1902–1903 учебного года был созван I Всероссийский Съезд учительских обществ взаимопомощи, который ставил главным образом задачи повышения образовательного уровня учителей, улучшения условий их труда, укрепления учительских объединений.

В большинстве губерний России создавались отделения Всероссийского Союза. Однако власти жестоко расправлялись с учителями, осмелившимися создать свою профессиональную организацию. В течение 1907 года большинство отделений было распущено.

После февральской революции 1917 года работа Союза была восстановлена. Именно тогда и был создан профсоюз учителей Тобольской губернии.

Изучая архивные материалы о деятельности Тобольского губернского Союза учителей с марта по октябрь 1917 года, можно сделать вывод, что учительское общество определяло себя, как чисто профессиональную организацию, не выставлявшую никакой политической программы и не «бравшую на себя культурно-просветительских задач в широком смысле слова, не считая пропаганды здравых педагогических идей».

Первым председателем Учительского общества был избран В.А. Макаров. Оно располагалось в городе Тюмени в здании по улице Спасская, 11 (Ленина, 11) и работало в соответствии с уставом, принятым на учредительном съезде.

За год своего существования Учительскому обществу удалось решить множество вопросов, касающихся социально-экономического положения его членов, методических и педагогических проблем того времени, прежде всего были решены организационные и финансовые вопросы внутрисоюзной деятельности.

В соответствии с уставом организационное устройство общества включало правление, первичные ячейки, созданные в школьных коллективах, объединения в уездах, делегировавшие своих представителей в Губернское общество. Именно в этот период вводятся освобожденные уполномоченные, ответственные за работу уездных обществ.Главное внимание общество уделяло вопросам производственного характера. За период с марта по октябрь 1917 года Учительское общество на своих секциях разработало программы для работы школ, практически был решен вопрос об организации самоуправления учащихся. Тобольскому губернскому учительскому обществу пришлось решать вопросы строительства учительских домов, где были сосредоточены методические библиотеки, музеи образования, лекционные классы для проведения курсов, номера для размещения приезжающих из сельских школ учителей. В этот период учительские дома были организованы в городах Ишиме, Кургане, Тюмени, Тобольске.В летний период на базе сельских школ организовывались санатории для отдыха и лечения учителей. В протоколах правления упоминается об открытии санаториев на базе школ в селах Битюки, Боровое, Заводоуковск. Летние каникулы проводились под лозунгом «Поправить здоровье и пополнить знания». Первое профессиональное общество учителей выпускало свой журнал, причем такие же выпускались и уездными организациями. При обществе работали ссудно-сберегательная касса, фонд помощи.Финансовое обеспечение профессионального общества осуществлялось за счет ежемесячного «одного процента взноса, полученного по должности учителя, и однодневного заработка, отчисляемого им один раз в год».

Несмотря на то, что в программе и в уставе общества не были обозначены политические задачи, они периодически возникали. Так переворот 26 октября 1917 года был встречен принятием Резолюции Совета Всероссийского Учительского общества, который занял позицию бойкота. Политическая физиономия учительского общества не была определена: на одном полюсе – красный левый фланг во главе с Авдеевым (родной брат Якова Свердлова), на другом – крайне правый во главе с Колокольниковым (известный Тюменский купец I гильдии), одним из учредителей Тюменского коммерческого училища.И хотя Учительское общество и по индивидуальному составу членов, и по общему направлению деятельности отличалось от своих последователей, не было сомнения в том, что часть членов общества, переданная в Союз учителей, получила первые навыки в профессиональном росте и деятельности организации.Учительское общество прекратило свою деятельность в июне 1919 года. На этот момент оно объединяло в своих рядах 289 человек. Натиск Красной Армии, бегство колчаковцев привели к приостановке деятельности школ, частично к их насильственной эвакуации, а также и к эвакуации тех групп учителей, которые в Учительском обществе занимали особое положение по своей платформе сочувствия политической реставрации.В сентябре 1919 года было положено начало организации нового советского профессионального объединения под названием «Союз работников по народному образованию». Председателем Союза была назначена Тихомирова В.И.. До начала 1920 года Союз работал исключительно в уездном масштабе Тюменского уезда, объединяя 289 человек.Среди разных направлений деятельности молодого Союза следует отметить тарифно-расценочную работу. Не дожидаясь рекомендации из центра, Тюменские учителя выработали свои подходы к оплате труда.В январе 1920 года совместно с отделом народного образования был созван первый губернский съезд работников просвещения, на котором было избрано правление губернского Союза работников по народному образованию. Правлению в составе 7 человек пришлось проделать огромную организационную работу. Из прежней узко цеховой организации была создана новая на производственных принципах.

В 1920 году организация объединяла 2735 работников образования, были введены месткомы с числом служащих не менее 10 человек и институт делегатов для остальных учреждений. В уездах создавались мелкорайонные волостные объединения. Активно действовали отделы охраны труда, в обязанности которых вменялись вопросы не только организации труда учителей, но и быта, питания, обеспечения продовольственными пайками, которых, по архивным источникам, крайне не хватало. В среде учительства свирепствовали голод и болезни, полуголодные учителя часто не могли выйти на уроки, наблюдались случаи голодной смерти.Но вместе с тем члены Союза большую часть своей деятельности направляли на организацию «дела просвещения», возвращение старых учительских кадров и их переподготовку, и в целом на строительство нового народного образования.

Профессиональный Союз учителей в период 1920–1943 годы
1920 – 1922 годы были для профсоюза учителей годами испытаний: голод, разруха, саботаж, бандитизм. Все это не могло не сказаться на школьном образовании. На нужды гражданской войны были реквизированы школьные помещения, дети перестали посещать занятия из-за голода и отсутствия одежды. Учителя вынуждены были наниматься на работу к крестьянам, просить подаяния. И в это время Учительский Союз берёт на себя обязанность хоть каким-то образом сохранить и защитить учительские кадры, добивается снабжения учителей продовольственными пайками и одеждой. Это помогло не только сохранить старые педагогические кадры, но и начать подготовку педагогов из числа молодёжи и переподготовку учителей, работавших ранее в церковно-приходских школах. Для этих целей при Учительских Домах Тобольска, Ишима, Тюмени открываются курсы подготовки учителей за счет профсоюзных взносов. В 1920 году принимается решение об открытии педагогического техникума в городе Тобольске.Члены Союза учителей понимали, что сама организация мало что может сделать в борьбе с материальной нуждой. Необходимо целенаправленное формирование в общественном сознании убежденности в том, что без школы, без образования, т.е. без учителя, не может быть и государственного строительства. Таким образом, через развитие образования учительский Союз стремился поднять престиж педагогической профессии.

В 1922 году условия НЭПа изменили цели и задачи профсоюза. Профсоюзные организации переходят на добровольное членство, происходит децентрализация, повсеместно создаются кассы взаимопомощи, социальное страхование. Начинается кампания по принятию коллективных договоров. Время нелегкое: задолженность по зарплате, сокращение финансирования образования, снижение ставок. Уменьшается численность членов Союза с 2415 до 1547. Это объясняется не отходом учительских масс от Союза, а резким сокращением штатов и сети школ. Характерной особенностью ситуации данного периода является общественное руководство школой. Создаются школьные Советы, в состав которых входят родители учащихся, общественность, представители земской власти, учащиеся и педагоги. Они решают вопросы назначения заведующего школой, подбора педагогических кадров и замещения вакансий. Школьный Совет выбирал учебные планы и школьные учебники, что говорит об их разнообразии. Совет искал спонсорские деньги на ремонт школ, другие нужды. Были выделены премиальные фонды для поощрения учителей. И это 1922 год, и это именно то, чем в настоящее время занимаются управляющие Советы в современных школах.

В 1923 году образование было переведено на местный бюджет, что позволило оживить тарифную работу и постепенно улучшить материальное положение учителей. Заработная плата выросла с 12 до 17 рублей золотом. Характерно, что профсоюз, с одной стороны, ставил задачу развития школы, а с другой, – работу во благо общества. Он вёл борьбу с неграмотностью, организовывал публичные библиотеки, учителя активно занимались просветительской деятельностью. Связь учительства с обществом была огромная. Учительский съезд 1922 года отметил: «Учитывая постепенное улучшение материального положения просвещенцев и определенную тягу последних к поднятию политико-просветительского уровня и к повышению квалификации в своей среде, съезд предлагает культпросветработу поставить в центр внимания».

Авторитет профсоюзной организации был высок. Так, в 1921 году правление областной профсоюзной организации выносит на повестку дня вопрос о работе губернского отдела образования и вызывает на заседание начальника отдела. В решении указывают на неудовлетворительную работу отдела по связям с местными органами образования, на несвоевременное инструктирование школьных работников. Предлагается провести передвижку производственно-педагогических навыков в сторону новых научно-обоснованных методов обучения. Начальнику ставят в вину отсутствие необходимых специалистов в отделе и рекомендуют в срочном порядке устранить недостатки. Такая контрольная функция профсоюза сохранялась вплоть до середины 80-х годов.

В этот период оживилась коллективно-договорная кампания. Заключено 9 коллективных договоров, зарплата к концу 1923 года выросла до 22 рублей золотом. На учительском съезде ставится вопрос о доведении зарплаты учителей до зарплаты работников важнейших производств. К 1925 году все учебные заведения имели коллективные договоры.К сожалению, этот период в истории Тюменского профсоюза учителей закончился печально: весь состав правления был арестован за правый уклон. Новое правление, выбранное на очередном съезде, переживало реконструктивный период. Годы репрессий, увы, также отразились на руководстве профсоюзной организации Тобольской губернии. По документам самыми трудными для неё были 1917, 1919, 1920, 1933, 1937 годы. В общем, «чёрный воронок» не обошёл стороной и учителей.Учительский Союз тех лет обладал высоким чувством профессиональной корпоративности, оказывал огромное влияние на профессиональный рост своих членов, по мере возможности защищал социально-экономические интересы и главное – участвовал в развитии системы просвещения. Как общественная организация, профессиональный Союз учителей оказывал влияние на государственное строительство, заложил традиции и создал свой имидж.

В условиях советской власти защитная функция профсоюзов преобразилась. Она, будучи ранее внешне баррикадно-площадной или унизительно-просительной, приобрела теперь невиданные ранее пути для своей реализации. Усилились представительская и контрольная функции, причём не только в области регулирования социально-трудовых отношений. В первые советские годы это выразилось в активном участии профсоюзов в законотворческой работе, восстановлении народного хозяйства, в борьбе с голодом, осуществлении культурной революции и многом другом.

Бытует мнение, что советские профсоюзы не могли быть той организацией, которая выражала интересы народа. С этим, по нашему мнению, согласиться нельзя. Во все времена приоритетным направлением деятельности профсоюзов является защита прав трудящихся. Но нельзя не признать и тот факт, что в советский период профсоюзы были политизированы, их деятельность находилась под опекой единственной в стране правящей партии. Профсоюзы рассматривались как «школа коммунизма, школа хозяйствования». В статье 130 Конституции 1937 года отмечено, что необходимо «…объединяться в профессиональные Союзы в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс».Согласно Конституции все государственные органы должны оказывать профсоюзам и их объединениям всяческое содействие, представляя им оборудованные помещения для устройства Дворцов труда, Домов Союзов, льготы по пользованию почтой, телеграфом, телефоном. Профсоюзам было предоставлено право общественного контроля хозяйственной деятельности, охраны труда работников и соблюдения трудового законодательства. Многие хозяйственники просто побаивались профсоюзов. Их жесткие требования и большие полномочия в области охраны труда и трудового законодательства позволяли профсоюзу выдвигать требования о наказании виновных в нарушении прав работников, вплоть до освобождения от занимаемой должности.Права профсоюзов по защите интересов трудящихся, представительству, контролю оставались как бы незыблемыми всегда, но акценты в их работе и полномочия менялись в зависимости от социально-экономических и политических задач, решаемых государством в тот или иной период.В 1933 году государство передаёт профсоюзам полномочия по организации санаторно-курортного лечения трудящихся. Государство упраздняет свой комиссариат труда, сливает его с ВЦСПС и отдает в руки профсоюзов государственный бюджет социального страхования. Профсоюзы занялись организацией оздоровления рабочих и служащих, охраной труда, выплатой по страховым случаям, санаторно-курортным лечением. Жизнь показала, что соответствующие службы профсоюзных органов по всей стране успешно осуществляли эту работу.

Тюменская областная профсоюзная организация работников народного образования и науки с 1944 года
Тюменская область была организована в 1944 году. До этого её территория входила в Омскую область. В состав Тюменской области вошли Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский национальные округа, позднее переименованные в автономные.Площадь Тюменской области, включая автономные округа, составляет 1464, 2 квадратных километров. Протяженность с севера на юг – 2100 км, с запада на восток – 1400 км.В 1944 году на громадной территории Тюменской области функционировала 1881 общеобразовательная школа, в том числе 79 средних, 273 неполных средних и 1526 начальных. Во всех школах обучалось 146,4 тысячи учащихся.В документах Тюменского областного центра документации новейшей истории значится, что 3 ноября 1945 г. (протокол №36) бюро Тюменского обкома ВКП/б/ приняло Постановление о проведении 25 ноября 1945 года первой областной профсоюзной конференции работников дошкольных учреждений, на которой был избран обком профсоюза работников дошкольных учреждений. Численность работающих членов профсоюза составляла 10,3 тысячи человек.С августа 1947 года профсоюз стал именоваться «Профсоюз работников начальной и средней школы».

17 декабря 1948 года состоялась вторая областная профсоюзная конференция, на которой председателем обкома Профсоюза работников начальной и средней школы была избрана Сехова Зоя Александровна.

В период с 1952 по 1956 годы должность председателя обкома профсоюза работников начальной и средней школы исполнял Дрогалев Борис Михайлович, работавший ранее секретарём президиума этого же обкома.

В мае 1956 года профсоюз работников начальной и средней школы переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР, а в августе 1957 года вышло Постановление ВЦСПС о создании единого профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Этим же решением была создана Российская республиканская организация профсоюза, которая поставила перед собой следующие задачи:

В соответствии с ленинским учением профсоюзные организации рассматривались как «школа коммунизма, школа хозяйствования». Поэтому главные усилия профсоюзов в эти годы были направлены на воплощение в жизнь планов развития народного хозяйства – планов пятилеток.

В 1956 году на шестой профсоюзной конференции председателем обкома была избрана Тарасевич Клавдия Зиновьевна. С 1960 по 1961 год организацию возглавляла Глазкова Лидия Ивановна, а затем – Климович Александра Степановна.

В 1963 – 1965 годах областная профсоюзная организация была поделена на сельскую и промышленную. Сельский обком возглавила А.С. Климович, промышленный – А.М. Потапова. После воссоединения сельской и промышленной профсоюзных организаций в единую областную профсоюзную организацию работников просвещения, высшей школы и научных учреждений председателем обкома продолжила работать А.С. Климович. В 1981 году председателем обкома была избрана Миля Сергеевна Зубарева.В связи с упразднением Минпроса СССР и созданием Государственного Комитета СССР по народному образованию Республиканская организация Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений в 1988 году была переименована в организацию Профсоюза работников народного образования и науки.

Руководство областным комитетом Профсоюза с 2002 года доверили Худяковой Валентине Тимофеевне.

Общими качествами руководителей, которые в разные годы возглавляли Тюменскую областную организацию Профсоюза работников народного образования и науки, являются: