Основные понятия образовательного процесса в общеобразовательной организации

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден  приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (ред. от 07.10.2022).

Общее образование — вид образования, направленный на развитие личности ребенка, приобретение им знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее – Закон № 273-ФЗ).

Общее образование подразделяется на следующие уровни: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 64, ч. 13 ст. 66 Закона № 273-ФЗ). Все уровни, кроме дошкольного, являются обязательными. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального или основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (ч. 5 ст. 66 Закона № 273-ФЗ).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ (ч. 57 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае указанная учебно-методическая документация не разрабатывается (ч. 7.2 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

Родители (законные представители) до завершения общего образования вправе, в частности, выбрать с учетом мнения ребенка и рекомендаций психолого-медико-психологической комиссии форму обучения (очную, очно-заочную или заочную форму), факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (ОО); знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (ч. 2, 5 ст. 17, п. п. 1, 3 ч. 3 ст. 44 Закона № 273-ФЗ).

Помимо основных общеобразовательных программ общеобразовательная организация вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы, формы обучения по которым определяются ОО самостоятельно (ч. 5 ст. 17 Закона № 273-ФЗ).

Образовательные программы могут быть реализованы ОО как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации, которые обеспечивают возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных ее компонентов с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) иных организаций (ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Закона № 273-ФЗ).

При реализации образовательных программ образовательная организация может использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (ч. 2 ст.13, ст. 16 Закона № 273-ФЗ).

Обратите внимание! Образовательные организации до 01.01.2023 должны создать условия для функционирования государственных информационных систем, предназначенных для реализации основных образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку персональных данных обучающихся (п. 3 ст. 1, ч. 4 ст. 2 Закона от 30.12.2021 № 472-ФЗ).

Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы. Обучение по индивидуальному учебному плану возможно, например, если обучающийся не ликвидировал в установленные сроки академическую задолженность (п. 3 ч. 1 ст. 34, ч. 9 ст. 58 Закона № 273-ФЗ).

Образовательная организация может реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на основе дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) (ч. 4 ст. 66 Закона № 273-ФЗ).

Освоение общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Образовательная организация самостоятельно устанавливает форму, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации соответствующим локальным нормативным актом (п. 10 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30, ч. 1 ст. 58 Закона № 273-ФЗ; п. 25 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России № 115).

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обучающийся вправе не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности.

Обучающиеся, не ликвидировавшие академичекую задолженность, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану (ч. 2, 3, 5, 9 ст. 58 Закона № 273-ФЗ).

Родители (законные представители) обучающегося имеют право знакомиться с его оценками успеваемости (п. 4 ч. 3 ст. 44 Закона № 273-ФЗ).

Приказом Минпросвещения России от 07.10.2022 N 888 внесены изменения в Приказ Минпросвещения России № 115, которые вступили в действие с 21.11.2022, в части обязанности обучающихся добросовестного освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана, в том числе посещения предусмотренных учебным планом или индивидуальным учебным планом учебных занятий, осуществления самостоятельной подготовки к занятиям, выполнения домашних заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами, Гигиеническими нормативами с учетом возрастных, психофизических особенностей, способностей и интересов обучающихся.