Хорошей возможностью профессионального роста для многих учителей стал проект «Учитель будущего». В системе образования его оценивают, как наиболее актуальный из всех федеральных проектов национального проекта «Образование», способный своевременно предоставить необходимое методическое сопровождение педагогу, простимулировать к развитию необходимых в современном образовательном процессе компетенций, карьерному росту, повышению квалификации.
Проект один, а опыт его реализации вариативен. И, пожалуй, каждая территория может поделиться особенно ценными наработками в контексте «Учитель будущего».
На заседании президиума Тюменской межрегиональной организации Общероссийского Профсоюза образования 28 мая 2021 года на повестке стояло 23 вопроса для обсуждения, однако выступления об опыте работы Ямало-Ненецкой окружной, Тобольской городской, Нижневартовской городской организаций по повышению престижа педагогической профессии и участии в реализации проекта «Учитель будущего» взбудоражили всех присутствующих, как очной так и дистанционной аудитории.
И вот почему: перейдем к подробностям!
Опыт Ямало-Ненецкой окружной организации Профсоюза.
Эта окружная организация Профсоюза способна поделиться множеством секретов успешного участия в реализации федерального проекта «Учитель будущего».
Дело в том, что акценты в работе тут ставят буквально на все приоритетные направления: от социального партнёрства, до цифрового профсоюза, конечно не упуская из активной деятельности проверки и мониторинги; защиту прав; оплату труда; аттестацию; профессиональный рост; конкурсное движение.
Направлений много – проект один, а это значит, что мероприятия максимально продуманы. Смотрите сами.
Факт№1. Чтобы обеспечить повышение социально-экономического уровня жизни работников образования подписано региональное Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018-2021 годы, в соответствии с которым определены и решаются задачи по оплате труда, трудовым отношениям; включены и выполняются обязательные и дополнительные социальные гарантии работников с ежегодным подведением итогов по его выполнению. Гибкое реагирование на изменения, происходящие в федерально-региональной образовательной политике, позволяют окружному Профсоюзу ежегодно инициировать перед социальным партнером подписание дополнительных соглашений к Отраслевому, закрепляя вопросы аттестации, оплаты и нормы труда. Так, только в прошедшем 2020 году было подписано 2 дополнительных соглашения к региональному Отраслевому.
Факт№2. Этот факт, имеет место только благодаря социальному партнерству. Департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа была поддержана инициатива окружного Профсоюза образования и направлено ходатайство на имя Губернатора ЯНАО об учреждении специальной премии для педагогов.
Результат: «Учредить с 01 сентября 2021 года специальную профессиональную премию в сфере образования «За большой вклад классных руководителей в воспитание обучающихся». Установить, что лицам, которым присуждена премия, вручается диплом и знак лауреата премии и производится единовременная денежная выплата к премии в размере 25 000 (Двадцать пять тысяч) рублей», – говорится в Постановлении Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2021 года № 75-ПГ.
Стоит ли говорить, что учреждение губернаторской премии классным руководителям по инициативе окружного Профсоюза образования имело широкий общественный резонанс и, безусловно, положительно повлияло как на увеличение количества членов Профсоюза, так и на повышение престижа педагогической профессии. Браво! Такой опыт рекомендуем брать на вооружение.
Факт №3. Ямало-Ненецкая окружная организация Профсоюза инициативно проявляет себя и в общественных советах, ещё одном способе защиты прав работников образования.
Тут все работает просто: председатель окружного Профсоюза является активным членом Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, членом Общественной палаты ЯНАО, членом Коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, членом Аккредитационной коллегии департамента образования, заместителем председателя Главной аттестационной комиссии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа и заместителем председателя Общественного совета при департаменте образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Итогом системной работы стало увеличение охвата коллективно-договорным регулированием (96,9 %), экспертизе законов и правовых актов на всех уровнях.
Факт №4. Повышение квалификации педагогических работников автономного округа. С 01 сентября 2021 года при согласовании и непосредственном участии окружного Профсоюза образования на базе ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» начнет работу Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников образования автономного округа, который будет способствовать профессиональному развитию и карьерному росту педагогических работников.
Центру поручена важная миссия – продемонстрировать новые организационные и содержательные подходы, в первую очередь, к системе повышения квалификации и оценке уровня компетенции учителей по эксклюзивным программам.
Факт №5. Работа с молодыми педагогами. Поддерживая их профессиональную и личностную реализацию через участие в конкурсах окружной Профсоюз выступает учредителем и организатором конкурсов «Лучший учитель года Ямала», «Лучший воспитатель года Ямала», «Мастер года Ямала», «Педагогический дебют», «Мой первый учитель», «Арктур». И тут целая череда интереснейших наработок, но об этом в другой раз.
Факт №6. Скажем честно, Год Цифровизации – 2020 в немалой степени способствовал систематизации работы по повышению престижа профессии учителя.
Динамичность в работе по получению электронных профсоюзных билетов привела к повышению количества членов окружного Профсоюза, зарегистрированных в бонусной программе Profcards. И тут главную роль в информационно-разъяснительной кампании сыграл Совет молодых педагогов Ямала, который в пандемийный 2020 год много сделал для реализации проекта «Учитель будущего» и повышения престижа педагогической профессии.
В числе самых положительно-резонансных: Челлендж «Русские рифмы», посвященный Дню России; фото-акция ко Дню молодежи; окружной форум молодых педагогов в онлайн-формате; участие во всероссийской онлайн-консультации «Молодой педагог в школе: победа без проигравших»; стратегическая сессия для председателей территориальных (городских, районных) организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФ и председателей муниципальных Советов молодых педагогов Ямала в Салехарде; участие совместно с Молодежным Правительством ЯНАО в Акции «Победный велозаезд», посвященный Дню Победы; подготовка дайджеста новостей сферы образования и профсоюзной деятельности в рамках проведения ежемесячного «Профсоюзного часа» для председателей территориальных (городских, районных) организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФ и председателей муниципальных Советов молодых педагогов Ямала (каждый третий четверг месяца); ведение страниц Совета молодых педагогов Ямала в социальных сетях.
Вот и выходит, что Ямало-Ненецкая окружная организация Профсоюза проект «Учитель будущего» использует как инструмент повышения качества образования, механизм создания эффективных социальных лифтов для педагогических работников автономного округа, умело повышая престиж педагогической профессии.
Интересный опыт по повышению престижа педагогической профессии имеет Тобольская городская организация Профсоюза.
Через реализацию проекта «Учитель будущего» члены Тобольской городской организации Профсоюза деятельно влияют на профессиональный рост педагогических работников. Тут есть свои особенные подходы!
Факт №1. Работа с молодыми педагогами. Это направление находится в особом, приоритетном фокусе внимания, так как система образования Тобольска фиксирует приток молодых специалистов в образовательные организации и как следствие вступление молодежи в Профсоюз.
Чтобы создать условия для самореализации, повышения профессионального мастерства, закрепления в профессии в методическом центре при содействии Тобольской городской организации профсоюза работает Совет молодых педагогов, который эффективно обеспечивает поддержку молодым педагогам в период адаптации и профессионального становления.
В этой работе у Тобольской городской организацией Профсоюза появилось правило — учитывать интересы и потребности, предоставлять поддержку в реализации молодежных инициатив, привлекать молодежь к участию во всех делах Профсоюза.
На протяжении нескольких лет сложилась система работы с молодыми кадрами. Совет молодых педагогов привлекает начинающих специалистов к участию в ежегодных мероприятиях и краткосрочных проектах: «Неделя молодого педагога «Творческий поиск»; «Сегодня молодой педагог, завтра лидер образования»; «Я горжусь, Тобольск»; «Школа кейсов»; «Школа инновационной педагогики»; в акции «Поздравляем ветеранов педагогического труда», в круглых столах с Главой города Тобольска, с представителями исполнительной и законодательной власти, лидерами профсоюзного движения.
Факт №2. Кто поможет молодому учителю стать профессионалом с большой буквы? Несомненно, важную роль в этом играют ветераны педагогического труда. Именно поэтому на протяжении 5 лет, в рамках работы Тобольской городской организации профсоюза, реализуется проект «Наставничество».
Творческие встречи, тематические вечера, литературные гостиные, работа клуба интересных встреч, творческие конкурсы, мастер-классы – далеко не полный перечень совместных мероприятий. И в Тобольске это не просто формальность, а действительно перспективная образовательная технология, которая позволят передавать знания, формировать необходимые навыки у молодежи, таким образом пополняется «заветный сундучок», в том числе реальными способами решения практических жизненных и профессиональных задач.
А, что же, наши ветераны? Кстати, этот проект работает в «оба конца». Радость общения с молодым поколением формирует позитивное мышление, социальный оптимизм, позволяет чувствовать свою значимость. И, конечно, общение в неформальной обстановке, за кружкой ароматного чая, без нотаций, а весело и с задором приводит к достижению новых профессиональных высот.
Верится, что результатом реализации проекта «Наставничество» станет появление в педагогической Вселенной новых звезд, галактик и даже планет.
Факт № 3. Направление работы с молодыми педагогами занимает особое место в деятельности Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Тобольска. В Центре организована деятельность по формированию профессионального сообщества «Молодые педагоги» Тобольского образовательного округа, которое объединило молодых педагогов г. Тобольска, Вагайского, Тобольского и Уватского районов,
Благодаря живому сотрудничеству Центра с Тобольской городской организацией Профсоюза, Областным советом молодых педагогов, педагогическим ВУЗом удалось провести серию мероприятий и конкурсов по поддержке и закреплению молодых педагогов в профессии. Например, серия мероприятий «Субботний кофе» стала «визитной карточной» этой работы. Если точнее, то «Субботний кофе» предполагает неформальные активности с привлечением гостей не столько из образования, но и из других сфер, в частности, бизнеса, культуры, представителей общественности и др., одним словом — лидеров, у которых есть чему поучиться.
Прямо скажем, в Тобольской городской организации Профсоюза достаточно уникальных и модерновых мероприятий, и баркемп «Лайфхаки молодых педагогов» для педагогов и студентов ТПИ им. Д.И. Менделеева очередное подтверждение современного подхода к такому традиционному делу, как обмен опытом.
Факт №4. Педагогическая династия – это что-то удивительное! Это особый образ жизни. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия. Обычно силен бывает пример людей, которые всегда перед глазами: мать, бабушка, отец, тетя. Учительская профессия одна из самых уважаемых в нашем крае. И вот уже 5 лет городская организация профсоюза реализует проект «Педагогические династии».
Учительские династии Тобольска – золотой фонд нашего образования и всё это несомненно формирует Учителя будущего. Поэтому усердно собираем истории новых педагогических династий: среди них-династия Прибыльских, Промоторовых, Занкиевых. Их всех объединяет бескорыстная любовь к ученикам, преданность своему делу и трепетное отношение к своей профессии. Материал образовательные учреждения собирают в течение года, занимаются этим первичные профсоюзные организации.
Можно утверждать, что при таком подходе к работе растёт роль Профсоюза не только в улучшении условий и системы оплаты труда, совершенствовании учебно-воспитательного процесса, но и в повышении статуса педагога, совершенствовании формы повышения его квалификации, профессионального роста педагогических работников в соответствии с теми требованиями, которые сегодня предъявляет жизнь к системе образования.
Из опыта работы Нижневартовской городской организации Профсоюза
У Нижневартовской городской организации Профсоюза крайне серьезный подход к достижению цели и реализации стратегических задач, поставленных перед педагогическим сообществом.
Факт №1. Нижневартовская городская организация Профсоюза решает глобальные задачи совместно с первичными профсоюзными организациями.
На заседаниях Президиума, встречах с коллегами, членами Профсоюза проходит обсуждение эффективных решений и проектов по вопросам профессионального роста и развития творческого потенциала молодых педагогов.
Проведение встреч, индивидуальных бесед с молодыми педагогами помогает установить текущие проблемы молодых специалистов. Например, причины ухода из профессии. Как результат — создание наставничества.
В течение года для молодых специалистов, в русле Федерального проекта «Учитель будущего», проводятся семинары, способствующие развитию профессиональных компетенций молодых кадров и правовому просвещению в области трудового и образовательного права. Потребность возрождения института наставничества породила ряд общественных инициатив, в том числе городских, таких как «Объединение наставников».
Сформировалось общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных социальных лифтов.
Факт №2. Вопросом престижа и эффективности стали регулярные встречи председателя Профсоюзной организации с молодыми педагогами города.
Ставка Профсоюза на молодых: с одной стороны, мы меняемся и совершенствуемся вместе с ними, а с другой – учим их сами, закладываем в них профсоюзные ценности, помогаем адаптироваться в образовательной организации и даем возможности для развития.
Поняв простую причинно-следственную связь: от сегодняшних молодых специалистов, зависит, каким спустя годы будет образование; становится ясно, что в конечном счете, молодые специалисты определяют, какими станут следующие поколения. Дедукция помогает сделать правильный вывод: работа с молодежью – это наша инвестиция в будущее.
Факт №3. Создавая модель поддержки молодых педагогов в профессиональном сообществе, по инициативе Совета Нижневартовской городской организации Профсоюза работников образования, был создан городской клуб «Педагог НВ».
Благодаря тесному сотрудничеству этого клуба с профсоюзом за свою многолетнюю историю он помог встать на ноги сотням молодых учителей, воспитателей, психологов, педагогов дополнительного образования. Менялись лидеры клуба и базовые площадки, форматы и названия мероприятий, но неизменными остаются цели и приоритеты работы: стремление начинающих педагогов показать свой потенциал, желание умудренных опытом — черпнуть легкости и новых идей.
Факт №4. В Нижневартовске круглые столы с лидерами и руководителями всех уровней не просто тренд, это возможность оперативно решать реальные проблемы реальных людей. Тут принято проводить встречи молодых педагогов с губернатором Югры Н.В. Комаровой, депутатами городской и окружной Думы. Организовано постоянное взаимодействие начинающих специалистов с представителями департамента образования администрации города Нижневартовска и городского Совета профсоюза работников образования и науки Российской Федерации.
Яркой победой такого сотрудничества стала возможность предоставления муниципального служебного жилья работникам бюджетной сферы.
Факт №5. Наиболее активные и творческие педагоги работают в молодежных советах при городской думе и главе города, где под руководством самых опытных в Нижневартовске управленцев воплощают инновационные проекты, проводят общественные акции, работают волонтерами.
Факт №6. Отдельный блок работы профсоюза – профессиональные конкурсы. Главный из них — «Педагогический дебют», он по традиции проходит на базовой площадке клуба молодых педагогов. В конкурсе есть номинации для представителей всех педагогических специальностей («Учитель», «Педагог дополнительного образования», «Воспитатель», «Наставник»), а на конкурсных испытаниях необходимо представить проект, провести урок или занятие, написать эссе, показать умение вести полилог.
По сложившейся традиции, во время конкурса жюри не столько судьи, сколько внимательные эксперты, которые объяснят и подскажут, помогут и направят. Такая работа приносит свои плоды: и на региональном, и на федеральном, и на международном уровне конкурса молодых специалистов нижневартовские педагоги ежегодно становятся победителями и призерами.
А еще есть внутрикорпоративный конкурс, с воодушевляющей номинацией для начинающих — «Расправляя крылья», «Успешный старт», «Дебют».
Факт №7. Чтобы стимулировать и поддержать инициативы педагогических работников образовательных организаций в использовании персональных сайтов (блогов) в образовательном процессе в 2021 году городским Профсоюзом был учреждён конкурс «ТРЕНД – Топовый РЕсурс Наставника Детей».
Факт №8. Вопросы правовой культуры, формирование педагогической этики и принципов профессиональной коммуникации сейчас особенно актуальны. Укрепление авторитета образования и его Профсоюза как нельзя лучше способствует создание особой творческой атмосферы в среде педагогов, в том числе через насыщенную спортивную, культурную и общественную жизнь.
Городской Совет профсоюза является соучредителем городских конкурсов «Педагог года города Нижневартовска», научных конференций, семинаров, традиционных мероприятий — «Да будет славен труд учителя» (чествование ветеранов); по его инициативе создана первичная профсоюзная организация ветеранов педагогического труда.
Мы ценим огромный бесценный опыт ветеранов, с уважением относимся к их заслугам, осознаём имеющийся потенциал. Сегодня ветераны педагогического труда – активные, творческие, инициативные люди, которые стараются быть в центре событий.
Факт №9. Конкурсные мероприятия активно используются Профсоюзом и его первичными организациями для популяризации своей деятельности, формирования положительного имиджа Профсоюза в сознании будущих лидеров общественного мнения в сфере образования, и в целях мотивации профсоюзного членства. Нижневартовская городская организация является самым активным участником реализации конкурсных инициатив окружного Профсоюза образования.
Профессиональный союз образования гибко реагирует на изменения в отрасли, в стране, в мире. Но независимо от обстоятельств, в центре внимания профсоюза всегда остается человек, учитель, педагог со своими радостями и проблемами, разносторонними способностями и безграничными возможностями.
Потенциал в работе по созданию конкурентоспособности, внедрению системы профессионального роста педагогических работников, применению инновационных технологий управления, формированию современного кадрового потенциала у организаций Профсоюза далеко не исчерпан! Будем идти вперед!