1918 – 1957 гг.

Награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда», орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды

 

 

Родился Григорий Федотович в 1918 году в селе Истошино Бердюжского района Омской области в семье крестьянина-бедняка. Работал учителем. В 1938 году призван в армию. Служил в бомбардировочной авиации.

Ранним февральским утром 1940 года в штаб 128-го ближнебомбардировочного авиационного полка, расквартированного в небольшом белорусском городке, прибыло пополнение. Это была группа воздушных стрелков-радистов, окончивших школу младших авиационных специалистов. Через полчаса, ознакомившись с личными делами прибывших, начальник штаба объявил: «Стрелок-радист Алексеев зачисляется в третью эскадрилью, в экипаж младшего лейтенанта Пивнюка».

Так началась служба Алексеева в боевой части. Экипаж младшего лейтенанта Николая Пивнюка оказался самым молодым в полку. Сам Пивнюк и штурман, лейтенант Василий Лебедев, только что окончили авиаучилище. Три комсомольца дружно взялись за учёбу. Ежедневно в конце занятий Пивнюк подводил итоги. На первых порах не обходилось без замечаний. Но вот на очередной поверке, оценивая тренировку экипажа, командир эскадрильи старший лейтенант Присойзин заметил: «Добро! Пора вам в небо».

Первый полёт прошёл успешно. Затем второй, третий. А вскоре экипаж комсомольцев Пивнюка, Лебедева, Алексеева стал одним из лучших в полку. Глядя на эту дружную тройку, комиссар полка, старший политрук Юмашев, не раз говорил: «Такие в бою не подведут».

22 июня 1941 года. Первый боевой вылет полка. 26 июня 1941 года экипаж, выполняя боевое задание, внезапно был атакован тремя вражескими истребителями «Мессершмитт-109». Младший сержант Алексеев метким огнем сначала сбил один самолет, и фашист камнем полетел к земле. Второй вражеский самолет был подожжён, а третьему ничего не оставалось, как пуститься наутек.

До 7 июля экипаж Пивнюка ежедневно летал бомбить танковые и моторизованные колонны противника в районе Гродно, Вильнюса, Молодечно. Пивнюк выводил самолёт на цель, штурман Лебедев сбрасывал бомбы, метко бил из пулемёта Алексеев. А потом осваивали новые боевые машины «Пе-2». С 26 декабря 1941 года – снова фронт. Воздушные схватки в районе Ржева. 12 января 1942 года сержант Алексеев, совместно с другим стрелком-радистом, сбил фашистский истребитель. 22 марта 1942 года старший сержант Алексеев сбивает «Хейнкель-126», а 31 марта от его меткого огня загорается и падает на землю «Мессершмитт». 6 апреля ещё один стервятник рухнул после меткой очереди Алексеева.

Командованию срочно потребовались точные данные о расположении и передвижении фашистских войск на Холмско-Локтинском направлении. Командир полка приказал лететь на разведку экипажу Пивнюк, Лебедев и Алексеев. Они совершили шесть боевых вылетов и успешно выполнили задание.

16 февраля Пивнюк обнаружил колонну вражеских войск. От бомбового удара и меткого пулемётного огня фашисты потеряли три орудия и до шестидесяти солдат. Возвращаясь после одного из боевых заданий, экипаж обнаружил на вражеском аэродроме три бомбардировщика «Юнкерс-88». Алексеев пулемётным огнём поджёг один самолёт и уничтожил несколько фашистов.

Неделю спустя Пивнюк во главе звена вылетел на бомбардировку вражеского аэродрома. С победой возвращаясь на свою базу, экипаж заметил на земле транспортный самолёт, из которого высаживалась пехота. Атака. Алексеев ведёт огонь. На земле остался повреждённый самолёт и до двух десятков убитых гитлеровцев.

Как-то в июне 1944 года однополчанин Алексеева капитан Свиридов получил задание идти на разведку. Но его стрелок-радист вышел из строя. Командир полка приказал взять стрелка из любого экипажа. Лучшим стрелком по праву считался Алексеев. «Полетим, Гриша?», – спросил старшину капитан. «Конечно», – ответил Алексеев. Выполняя задание, экипаж попал под огонь зениток. Снаряд ударил в кабину. Капитану Свиридову оторвало руку. Истекая кровью, мужественный лётчик продолжал вести самолёт.

На беду появились фашистские истребители. Алексеев метко отстреливался, и его мастерство спасло израненную машину. Пересекли линию фронта. Но силы покидали Свиридова. Штурман предложил посадить машину «на живот». «Дотянем до аэродрома», – сквозь зубы процедил Свиридов.

Но не дотянули… От большой потери крови капитан потерял сознание, и самолёт врезался в сарай на окраине деревушки. Лётчик и штурман погибли, а старшину Алексеева выбросило из кабины самолёта на 50 метров. Его спасли кроны деревьев. С многочисленными ранениями был доставлен в госпиталь. Началось длительное лечение. Старшина Григорий Алексеев был признан негодным к военной службе. Вернувшись в родные места, Григорий Федотович работал сначала учителем, а затем директором Истошинской семилетней школы Бердюжского района. Заочно учился в Ишимском педучилище.

А через год после победы над врагом, 15 мая 1946 года, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, 217 успешных боевых вылетов на разведку и бомбардировку железнодорожных узлов, аэродромов, опорных пунктов и скоплений войск противника, лично сбитых в воздушных боях 7 и уничтоженных на земле 15 вражеских самолётов противника, Указом Президиума Верховного Совета СССР стрелку-радисту, старшине Алексееву Григорию Федотовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9075). Полковник, кандидат исторических наук Никифоров (Институт военной истории МО СССР), свидетельствует, что в Военно-Воздушных Силах Алексеев Григорий Федотович первым из стрелков-радистов получил высшую награду Родины. Награждали в основном лётчиков.

Умер Григорий Федотович 2 мая 1957 года. Похоронен в селе Бердюжье. На его родине, в селе Истошино, открыт памятник в 2005 году.

 

Отрывок из книги “Навечно в строю”, 2020 г.

Совет ветеранов педагогического труда Тюменской области

Тюменская межрегиональная организация Профсоюза работников народного образования и науки

Российской Федерации

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *