Музыка моего детства

Мое пионерское детство началось в Абатской начальной школе, а закончилось в 1963 году в школе г. Алма-Ата, куда мы переехали с родителями. На бюро райкома комсомола на вопрос о том, почему я вступаю в комсомол в 9 классе, а не в 7 или 8, как все мои сверстники, я очень искренне ответила: «Я не хотела расставаться с пионерской организацией и пионерским галстуком». И это было правдой.

 

В Абатской школе меня увлекали не только пионерские сборы с рапортами, но и вся пионерская атрибутика: песни, речёвки, пилотки, значки, горн, барабан, игру на которых я с легкостью освоила уже в 5-6 классе, но мне редко удавалось воспользоваться этими навыками. Горн и барабан, как и пионерское знамя, были святыней, неприкосновенностью без особой на то нужды. На каждый отрядный сбор, а он у нас, как правило, был не реже 1 раза в 2 месяца, мы шли всегда торжественно нарядные, гордые и счастливые, звонко и громко кричали речёвки, чеканя шаг.

 

С почтением и уважением мы все и всегда относились к В.Д.  Якуниной – старшей пионервожатой школы. Для нас она была недосягаемым авторитетом. Можно ли забыть тот азарт, с которым мы, грязные и чумазые, лазили по озеру Власково, по ямам, лужам и оврагам в поисках металлолома, чтобы быть победителями. Все отряды стремились быть первыми не только в сборе металлолома, но и в сборе макулатуры, в сборе золы. Не всегда и не у всех это получалось, ведь все не могут быть первыми, но энтузиазм и желание творить добрые дела никогда не угасали.

 

А еще я помню шефскую работу в животноводческой ферме, когда мы помогали скотникам раздавать корм и убирать навоз. Помню, как летом мы со своей старшей сестрой ухаживали за кроличьей фермой, которая была оборудована в стенах школы. Не перестаю сейчас удивляться как нам это все доверяли, разрешали и даже приветствовали. И как мы все успевали и с интересом выполняли (в отличие от сегодняшних школьников нашего тогдашнего возраста)!

Сказав чуть выше, что мое пионерское детство закончилось в 1963 году, я, видимо, несколько поторопилась. Вслед за детством началась юность и мое пионерское нутро вновь проявило себя. Не пройдя по конкурсу в Алма-Атинский институт (что было вполне обоснованным — казахов принимали с большим преимуществом) после окончания школы, я начала работать пионервожатой в той же школе, которую окончила. Мне было интересно все! И я пыталась заразить своей увлеченностью и интересом своих подопечных. Училась сама и передавала им свой навык. Я помогала им активизироваться в популярных тогда движениях: «Юный друг милиции», «Юный друг железнодорожника», «Юный друг пожарного», «Юный друг медика» и других.  Мы участвовали во всевозможных конкурсах и смотрах, радиопередачах по пионерским ступеням, акциях в поддержку детей воюющих стран. Я и сейчас вспоминаю выстроившуюся на солнцепеке огромной спортивной площадки школы с лозунгами, плакатами и призывами «Нет войне» тысячную пионерскую дружину во главе со мной и директором школы. Мы пытались быть частью мирового сообщества со всеми вытекающими перипетиями, не оставаясь безучастными к судьбе детей, вовлеченных в конфликты и войны.

В отличии от Абатской школы с ее сельскохозяйственной ориентацией, городские дети участвовали в сборе томатов, винограда, яблок. Как-то в яблоневом саду мы набрали самых крупных яблок сорта аппорт и тут же упаковали посылку Юрию Гагарину с восторженным письмом о его подвиге. Обратного письма мы, естественно, не получили, но яркая отметина в душе осталась, думаю, у многих.

1967 год… Я поступаю в Ишимский педагогический институт на заочное отделение, и остаюсь на Родине. Имея за плечами уже какой-то опыт пионерской работы, я с удовольствием приняла предложение о приеме меня на работу в Старо-Маслянскую восьмилетнюю школу в качестве пионервожатой.

 

Забегая вперед, скажу: «Это были 2 незабываемых, чудесных года!». Небольшая уютная школа размещалась в одном здании, напротив учились малыши начальных классов. Наполняемость классов небольшая, не помню общую численность учащихся, но учителей было достаточно, коллектив в основном молодой и задорный (Людмила Смагина, Нина Баранова, Татьяна Жидкова, Валентина Очеретян, Галина Блохина). Меня избрали секретарем комсомольской организации, что обязывало меня сочетать основную работу с организацией досуга молодежи.

 

С чего я начала работу пионервожатой? С революции… в некотором роде. Учитывая увлеченность во всем мире в то время космической темой, я решила и пионерскую работу направить в это русло, поменяв терминологию основных пионерских символов. Вместо отрядов у нас появились экипажи космических кораблей, вместо дружины – космическая эскадрилья, вместо председателей совета отряда штурманы. Штурман космического корабля «Ракета»… Звучит? Ребята это оценили, глаза засветились. Все активно погрузились в эту игру, штурманы экипажей были в почете, и держали на контроле вопросы успеваемости, посещения и поведения. Как-то стихийно у нас выработалось правило после каждого урока обмениваться мнением, как урок прошел, нет ли отстающих, нужна ли кому помощь. В коридоре этим летучкам стало тесно, и мы решили организовать свой штаб, привычную всем до этого времени пионерскую комнату. Согласовали этот вопрос с директором школы Иваном Алексеевичем, своими силами побелили и навели порядок в пустующем кабинете начальной школы.

 

 

И закрутилось, завертелось…Каждый экипаж продумал свою форму, речевку, девиз, песню, оформил классную комнату. Мы выпускали стенные газеты, проводили эскадрильные (общекомандные) сборы, конкурсы. Каждый раз серьезно готовились к районному смотру художественной самодеятельности, на котором заслуженно занимали призовые места. Лучшие номера показывали в соседней деревне Мешалкино. Поверьте, нам было что показать, дети были на редкость талантливы и активны. И молодые педагоги были им в помощь.

Возобновили тимуровское движение, наладив шефство над маломобильными сельчанами, навещали ветеранов ВОВ и расспрашивали их о военном прошлом. Незабываемой в памяти остается игра «Зарница», к которой мы тщательно готовились, изучая правила и приемы рукопашного боя. Наша активная работа была замечена и отмечена райкомом комсомола во главе с В.А.Третьяковым. Через год моей работы району была выделена путевка во Всесоюзный пионерский лагерь «Орленок» в Крыму. Масштаб этого был очевиден, тогда Артек и Орленок были только на слуху и попасть туда хотел бы каждый. Путевку выделили нашей школе, а мы на совете скрупулезно решали кому ее отдать. Активистов и достойных было много, но выбор тем не менее пал на Аню Бондаренко из 7 класса. Надо было видеть ее глаза и то воодушевление, с которыми она вернулась из лагеря! Она была в восторге от увиденного и услышанного, и с удовольствием делилась впечатлениями. Факт этого незабываемого восторга подтверждается сегодня тем, что несколько лет назад она нашла меня в социальных сетях и в очередной раз высказала свою благодарность за совместно прожитые пионерские годы.

 

 

Сейчас уже не помню, какие мысли мы вложили в текст письма-обращения к последователям наших дел. Как мне рассказала недавно при встрече в Москве Л.И.Водолазова (Смагина) замурованное в стене школы письмо было изъято в бытность ее директором школы. Жаль, что я при этом не присутствовала. Приятно было бы в очередной раз насладиться воспоминаниями прошлого.

Как-то на областном семинаре пионервожатых, куда мы ездили с заведующей школьным отделом райкома комсомола Л.Ф.Шохиревой, был объявлен конкурс на символический тост среди вожатых. Мой тост «За то, чтобы барабанная дробь и звуки пионерского горна стали лучшей в мире музыкой» был признан лучшим в этом конкурсе. В то время для меня это действительно было так.

Я многократно награждалась Грамотами районного и областного масштаба. Но главное – не Грамоты и признание, а то, что мне было интересно все, что происходит вокруг меня.  Мне даже казалось, что иначе и быть не может, что такая ежедневная и ежечасная увлеченность – это и есть главный стержень бытия.

P.S.     Сегодня, спустя более 50 лет со дня моего расставания с пионерским движением, для меня 19 мая никогда не остается не замеченным, он был и остается одним из главных праздников календаря, праздников моей жизни.  С огромным удовольствием я просматриваю размещаемые в Одноклассниках фото и видеоматериалы Л.И. Водолазовой об активной жизни всей семейной династии, односельчанах и земляках. Низкий им поклон и уважение.  Вижу – в них и сегодня течет пионерская кровь.

              Светлана Налимова (Попова), 1967- 1969 гг